top of page

Сура «Аль-Фатиха»: о композиционных особенностях величайшей суры Корана


название суры аль-Фатиха на арабском языке

На прошлой неделе мы исследовали композиционную структуру величайшего аята Корана – аята «Аль-Курси». На этой неделе мы обращаем ваше внимание к величайшей суре Корана – суре «Аль-Фатиха» («Открывающая Коран»). Уникальна эта сура прежде всего из-за глубины её смысла. Мы разделим наши наблюдения на пять частей.


Но прежде, чем мы это сделаем, взглянем на общую структуру суры:

*Мы не пронумеровали этот аят на основании мнения о том, что басмала (بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ) не является частью суры. Возможно, следующий анализ может служить еще одним доказательством правильности данного суждения.


Часть 1 – Поклонение


Первые три аята составляют небольшое кольцо:

Грамматически эти аяты на самом деле являются одним непрерывным предложением. Здесь Аллах (ﷻ) упоминает о Своих удивительных качествах и делает два упоминания о Своей милости между ними. Это кольцо описывает Того, Кто достоин поклонения.


Часть 2 – Поклонение и молитва


Следующий аят – это полноценное предложение, состоящее из двух частей, которое является идеальным связующим звеном между первым и последним кольцом. Утверждение «Только Тебе мы поклоняемся» отсылает нас к первому предложению (Часть 1 – Поклонение), а вторая половина («и только Тебя молим о помощи») отсылает к следующему разделу (Часть 3).


Часть 3 – Молитва


Последние три аята суры также формируют маленькое кольцо:

Грамматически эти аяты также образуют одно непрерывное предложение. Мы молимся о божественном руководстве, а затем проводим остаток молитвы, определяя это наставление. Мы хотим, чтобы нас направляли как тех, кто был до нас (проявление милосердия), а не как тех, кто навлек на себя гнев: арабский язык суры не связывает Аллаха (ﷻ) с гневом, что является еще одним проявлением милосердия, или с теми, кто сбился с пути из-за отсутствия руководства.


Часть 4 – Все целиком

Когда мы складываем все вместе, мы видим, что два кольца соответствуют друг другу – милосердие дважды подчеркивается в центре каждого из них, в то время как центральный аят суры также содержит основные идеи обоих колец.


Таким образом, мы понимаем, что сура «Аль-Фатиха» имеет концентрическую структуру, состоящую из двух соответствующих внешних частей, состоящих из меньших колец, которые окружают центральную часть, относящуюся к ним обоим.


Не менее интересно и то, что сура совершенным образом разделена между Аллахом (ﷻ) и нами, Его рабами.


Часть 5 – Для любителей грамматики


Мы постараемся сделать это понятным даже для тех, кто абсолютно не владеет арабским языком. Возвращаясь к Части 2, центральный аят на самом деле является связующим звеном между двумя половинами суры также и грамматически.


Как упоминалось ранее, Часть 1 – это одно непрерывное предложение. Особо следует отметить, что это предложение начинается с существительного, такие предложения принято называть именными (جملة اسمية). Напротив, последнее предложение (Часть 3) начинается с глагола и, следовательно, является глагольным предложением (جملة فعلية).


Соединяя эти две части вместе, центральный аят состоит из двух утверждений, где существительное выдвинуто вперед от того места, где оно обычно находится в арабском предложении (مفعول به مقدم). Таким образом, оба утверждения начинаются с существительного и заканчиваются глаголом.


Это прекрасно согласуется с двумя предложениями по обе стороны от центрального аята.

И, наконец, в подобной грамматической структуре суры есть даже риторическая выгода. В арабском языке предложения, начинающиеся с существительных, считаются независимыми и постоянными. Напротив, предложения, начинающиеся с глагола, считаются зависимыми и привязанными ко времени.


Это удивительно, что раздел, в котором говорится об Аллахе (ﷻ), является именным (то есть постоянным и независимым), а раздел, описывающий нас и нашу молитву, – глагольным (то есть зависимым и привязанным ко времени).


И Аллах знает лучше.


 

Источники


Farrin, Raymond. Structure and Qur'anic Interpretation: a Study of Symmetry and Coherence in Islam's Holy Text. White Cloud Press, 2014.


Mir, «Contrapuntal Harmony in the Thought, Mood, and Structure of Surat al-Fatihah» Renaissance 9 (1999): 1-2.


 

Оригинал статьи: Sūrah al-Fātiḥah

Читать также:

コメント


bottom of page